06.10.2015 Будни рессорного производства.

Танец с параболической рессорой.

Оператор автоматических и полуавтоматических линий горячей прокатки Белорецкого завода рессор и пружин Артур Мустафин с ностальгией вспоминает о своём танцевальном прошлом и с восторгом рассказывает о рессорах, которые сегодня производит на уникальном оборудовании. Буквально за год он отточил движения у прокатного стана не хуже, чем за семь лет в брейк-дансе.

 

Путь Артура на завод пролегал через шумные аудитории Белорецкого металлургического колледжа и местного филиала Магнитогорского государственного технического университета. Впервые на БЗРП он пришёл ещё в студенческие годы, на практику. За три месяца вник в производство, познакомился с коллективом и собрал необходимые сведения для практической части своей дипломной работы. После защиты в университете вернулся на завод специалистом. Хотелось бы сказать «готовым», но к БЗРП это не применимо, поскольку ни один вуз нашей огромной страны не готовит необходимых заводу профессионалов. А потому «узкую специализацию» молодой инженер-технолог получал непосредственно на производстве.

Артур Мустафин сегодня в одиночку управляет станом по производству рессор переменного сечения, иногда сменяет напарника на ушкогибочной машине. Для несведущих: ушко рессоры – это петля для её крепления через кронштейн к раме транспортного средства. Когда молодой специалист начал подробно рассказывать об ушках и «утиной лапке», которую обрубают после проката заготовки, вспомнилась военная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»: «Но Сонина семья была штатской, сапог там вообще не водилось, и даже Сонин папа не знал, за какие уши их надо тянуть». Вспомнилась, возможно, не случайно, потому как БЗРП ведёт свою историю с зимы 1942 года, когда в Белорецк был эвакуирован Московский завод сельскохозяйственного машиностроения имени С.М. Будённого. В глубоком тылу москвичи наладили производство пружин горячей и холодной навивки, обучили своему ремеслу белоречан. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войны уместно напомнить об этом.

Сегодня, благодаря модернизации оборудования, изменились условия труда машиностроителей, к примеру, Артур работает на уникальном стане, где главное – не сила и выносливость, а концентрация внимания и точность выполняемых операций.

Весь технологический процесс происходит в автоматическом режиме, – рассказывает Артур. – Главное – верно задать параметры будущего изделия на специальном компьютере, дальше – дело техники, – немного лукавит оператор. Потому как компьютер не спустит со второго этажа, где расположен заготовительный участок, необходимые заготовки, не заложит их в печь, не обрубит те самые «утиные лапки» и тому подобное. – Конечно, важен контроль на всех этапах производства. Представьте, заготовку длиной 520 мм, после первого проката она должна удлиниться, допустим, до 980 мм. Не дожидаясь контролёра, который часто у нас бывает, беру линеечку и измеряю рессору. Если она вдруг оказывается короче нормы, отправляю на дополнительный прокат. Потом прокатываю вторую сторону, после чего напарник «завивает уши». В смене нас двое, в любой момент можем поменяться местами – оба знаем технологию от и до. Контроль у нас строгий, самоконтроль – ещё строже, потому брака не бывает. Параболические рессоры используются для таких машин, как «Маз», «Камаз», «Урал», «MAN», большим спросом пользуются рессоры для «Газели». Особенность их в том, что продольный профиль листа переменный, параболический, что позволяет в разы уменьшить количество листов. Представьте, на изготовление такой рессоры требуется на 20-25 процентов меньше металла, чем на обычную. Циклическая долговечность рессоры вырастает в 1,5-2 раза за счёт отсутствия пикового напряжения, уменьшения листового трения. Напряжение распределяется равномерно, без скачков, – увлеченно рассказывает Артур. – В общем, мне нравится моя работа, заводская жизнь. Трудно было привыкнуть лишь к новому режиму после студенческих будней, потому, наверное, и забросил танцы, хотя когда-то даже давал уроки в лицее-интернате. Но теперь я нахожу удовольствие в работе, доволен зарплатой. Особенно приятно, что мне доверяют новое оборудование. Хочется освоить и другие машины, – подытоживает молодой человек.

По словам исполняющего обязанности исполнительного директора БЗРП Алексея Пахомова, у молодых инициативных специалистов большие перспективы на заводе, особенно если есть высшее образование.

– Автоматизированное оборудование требует определённых знаний, которые есть у выпускников вузов. С ними можно говорить на техническом языке, они понимают природу технологических процессов, – объясняет Алексей Иванович. – Ценим мы и тех, кто приходит работать к нам после окончания лицеев и колледжей. Несмотря на сложное экономическое положение нашей отрасли, мы не только избежали сокращения штата, но и за счет роста производства и реализации рессорной продукции, смогли последние два месяца увеличивать заработную плату нашим работникам. Это стало возможным благодаря широкому ассортименту производимой продукции БЗРП и универсальности наших работников. К примеру, с началом кризиса, РЖД и вагоносборочные конвейера, резко снизили количество заказов пружин, используемых в вагоностроении. Мы вовремя перенаправили человеческие ресурсы на производство востребованной продукции, которая используется в автомобилестроении, прицепной технике. При этом нам удалось потеснить на рынке немецких производителей, тем самым приняв участие в программах импортозамещения. Следует сказать, что изменение политической картины на международном уровне несколько изменило географию наших партнёров: добавились некоторые страны СНГ, с Украиной были полностью прекращены договорные отношения, хотя сейчас налаживаются поставки в Киев, Николаев, Донецк. Вовремя начатая модернизация завода позволяет нам уверенно чувствовать себя на рынке, корректировать имеющиеся планы и строить новые. Сейчас готовится инвестиционный проект расширения нашего производства, и это будет абсолютно новый вид продукции нашего завода. Какой именно – будем держать в секрете до тех пор, пока проект не будет одобрен в Правительстве Республики Башкортостан. Тогда мы сможем рассчитывать на помощь из республиканского бюджета. Уже сейчас мы чувствуем заинтересованность руководства республики в развитии инновационных производств. Так что Белорецкий завод рессор и пружин даже в сложный экономический период может выйти на новый уровень развития, – замечает Алексей Пахомов.

Так что мечта Артура Мустафина освоить новое оборудование с большой долей вероятности сбудется. И это станет его посильным вкладом в развитие нашего завода, машиностроительной отрасли в целом. А танцы придётся вспомнить, поскольку на днях об увлечении Артура узнали в профкоме, теперь ему не дадут зарыть талант в землю.

 

Газета «Белорецкий рабочий»