Шла осень 1941 года. На огромном пространстве нашей страны шла Великая Отечественная война. Враг захватил Прибалтику, Украину, Белоруссию. Ожесточённые бои разгорелись на подступах к Москве и Ленинграду.

В ноябре 1941 года, в связи с обострением положения на фронте, Государственный комитет обороны СССР вынес Постановление за подписью И.В.Сталина об эвакуации в строгом порядке части заводов на Урал. В список эвакуированных заводов вошёл и Московский завод сельскохозяйственного машиностроения имени С.М.Будённого.

… Эшелон с москвичами и оборудованием прибыл в Белорецк в студёную зиму 1942-го. Люди ехали семьями, с детьми. В основном, это были руководители и специалисты, мастера и рабочие-профессионалы, которые впоследствии и обучали белоречан рабочим специальностям машиностроения.

Эвакуированный Московский завод сельскохозяйственного машиностроения переименовали в «Автотрактородеталь» и разместили на базе Белорецкого «Горместпромкомбината», который до войны выпускал гончарные и жестяные изделия, гвозди, сетку для кроватей и железные койки, литьё для печей, мебель и фруктовые безалкогольные напитки.

За три месяца, которые дало правительство для перестройки производства, надо было перепланировать помещения, снести старые и возвести новые фундаменты, установить нагревательные и отпускные печи. Дело осложнялось тем, что в стране не хватало мазута, и печи надо было строить для работы на угле. Не было подходящих помещений для расстановки прибывшего оборудования, подъездных путей, подъёмных механизмов, транспорта. Нужно было подвозить металл для заготовки, топливо – уголь и дрова.

Прибывшее из Москвы оборудование пострадало от пожара и требовало капитального ремонта. Положение осложнилось темп, что на заводе не было квалифицированных кадров. За короткий срок их предстояло подготовить. Коллектив завода успешно справился со своей задачей. Через два месяца в цехе безалкогольных напитков начался выпуск пружин холодной навивки, а через 2,5 месяца в здании гвоздильного цеха – пружин горячей навивки. С завода пошли пружины взрывателей бомб, клапанные пружины, пружины для автомобилей и санитарных носилок, тракторов и сельскохозяйственных машин, авиационные штопоры.

Самоотверженно трудились над освоением этой продукции как белоречане так и москвичи, прибывшие в Белорецк с оборудованием.

Первоначальная мощность завода составляла 300 тонн пружин в год. К концу войны объём производства достиг 780 тонн пружин горячей навивки и 890 тонн пружин холодной навивки. В канун 1942 года коллектив завода выдавал для нужд фронта 60% выпускаемой продукции, а к концу войны до 75%.

Кроме того, завод выпускал в год до 200 тонн литья, в основном для Белорецкого станкостроительного завода, гильзы для тракторных двигателей, 10 000 пар лыж для армии и другие изделия.

В 50-е годы началось техническое перевооружение завода. Выросли новые цеха, построена центральная котельная, заводской клуб, сооружены системы водоснабжения и канализации, заасфальтированы внутризаводские дороги. Увеличился выпуск продукции 300 тонн до 40 000 тонн. С 1950 по 1953 годы прирост составил 58%, с 1956 по 1959 годы – 132%, в целом увеличился объём производства в 2 раза.

В цехе появились навивальные и торце шлифовальные полуавтоматы, сложные испытательные машины и приборы в области термообработки и деталей почти все виды нагрева – индукционный и электролитический в производстве пальцев звена гусеницы, электроконтактный нагрев и электрические конвейерные печи в производстве пружин. В 1968 году все нагревательные агрегаты переведены на отопление природным газом.

Рос завод, росла сфера применения его продукции, расширилась география его отправки. Завод наращивал выпуск продукции путём внедрения новой техники и технологии, механизации трудоёмких работ. В 70-е годы произошёл ввод новых площадей, перевооружение завода, укладка железнодорожных путей, установка грузоподъёмных механизмов в цехах, оснащение электропогрузчиками и электрокарами, был заложен рессорный цех, смонтированы поточно-механизированная линия для выпуска горячих пружин, автоматическая линия пружины подборщика, поточная линия для изготовления тары, внедрена завивка пружин со шпулей, контейнерная перевозка продукции. Построены: склады металла, проволоки, горюче-смазачных материалов и химикатов, готовой продукции, компрессорная станция, отделения гальванопокрытия, расширен механический цех.

В 1978 году на первую категорию качества было аттестовано всего два вида продукции, а в 1979 – 12, в 1980 году – пяти видам продукции был присвоен государственный Знак качества.

80-е годы – сдана в эксплуатацию очередь корпуса рессор и пружин горячей навивки, узел оборотного водоснабжения, столовая. В 1989 году завод осваивает и начинает поставку рессор на конвейер ЧТЗ. В этом же году завод достигает наивысших объёмов производства. Одновременно со строительством идёт замена оборудования пружинного производства, полностью обновляется парк металлорежущего оборудования, частично заменяется заточное и пружинонавивочное оборудование.

90-е годы – Белорецкий завод тракторных рессор и пружин специализирован на производстве пружин свыше 600 типоразмеров горячей и холодной навивки.

1991 год – отказ от централизованного государственного регулирования цен. Впервые на запасные части, выпускаемые заводом, применены договорные цены.

1993 год — Завод преобразован из государственного предприятия в Акционерное Общество открытого типа.

В сложных экономических условиях 1993-2000 годов происходила адаптация промышленности к новой экономической ситуации, осуществлялась структурная перестройка.

В эти годы ввиду ослабления государственного регулирования, высоких темпов инфляции, разрушения хозяйственных связей, кризиса взаимных платежей, низкой конкурентоспособности производства происходил значительный спад производства, который затронул и белорецких пружинщиков. Поэтому в июне 2000 года на базе ОАО «Белорецкий завод тракторных рессор и пружин» было образовано ЗАО «Управляющая компания БЗТРП», во главе которой стал Радченко Иван Иванович.

Сегодня буква «Т» из аббревиатуры выпала, так как завод переориентировался на производство изделий для всех отраслей промышленности.

В 2002 году на базе ОАО «БЗТРП» создано новое предприятие ЗАО «Белорецкий завод рессор и пружин».

Сейчас ЗАО «БЗРП» – это специализированное предприятие, являющееся крупнейшим поставщиком пружин и рессор к тракторной, автомобильной, сельскохозяйственной технике, вагонов подвижного состава железной дороги, разных видов производств машиностроения, газо-, нефте- и горнодобывающих отраслей. Основную часть объёмов производства составляют заказы Министерства путей сообщения.

68 лет мы обеспечиваем своей продукцией такие крупные заводы тракторостроения, как Челябинский тракторный завод, «Алтайский трактор», «Минский тракторный завод», «Онежский тракторный завод», «Чебоксарский тракторный завод», моторные заводы «Алтаймоторный», «Волжские моторы», «Чебоксарский агрегатный завод»; автоприцепные заводы в городах Ставрополь, Челябинск, Ишим, Балашов; поставляем пружины дробильного оборудования в городах Кострома, Выкса, пружины теплоэнергооборудования, пружины трамвайно-троллейбусного парка, железнодорожные пружины и т.д.

За последние восемь лет объём производства возрос более чем в 2 раза. Постоянно расширяется номенклатурный перечень выпускаемой продукции. Коллектив предприятия постоянно работает над освоением новых секторов рынка. В итоге продукция сегодня поставляется более, чем 100 предприятиям России и ближнего Зарубежья.