Предприятие ведёт свою деятельность с 1941 года. Основано на базе предприятия местной промышленности по производству жестяной посуды и эвакуированного из Москвы завода сельхозмашиностроения. Новое производство получило название «Автотрактородеталь» (директор Ф. Д. Гулин).

Ветхие деревянные здания, конный транспорт, работа термических агрегатов на каменном угле – таким был завод в те годы. К тому же на фронт ушла половина работавших в местной промышленности. Но несмотря на огромные трудности, коллектив завода через 2 месяца отправил на фронт первую партию пружин взрывателей бомб и клапанных пружин для автомобилей. Было освоено производство санитарных пружин и авиационных штопоров. Надёжно вступил в строй и цех по производству горячей завивки пружин.

Склад готовой продукции. 1941 г.

Склад готовой продукции. 1941 г.

Механический цех. 1948 г.

Механический цех. 1948 г.

Комплексная бригада пружинщиков возглавляемая тов. Боровиковым Ф.И. 1949-1950 г.г.

 

На завод после окончания войны пришли фронтовики-коммунисты Г. С. Тимофеев, Н. С. Курносов, А. Н. Бакалдин, Ф. П. Матвеев, П. В. и А. Г. Шалаевы, Ф. И. Боровиков, М. В. Кондратьев и другие

В 60-е годы началась реконструкция завода, совершенствование технологий производства, повышение деловой квалификации кадров. Кроме производственных цехов возникли и подсобные: упаковочный цех, цех для изготовления тары. Немаловажную роль стал играть транспортный цех. Он стал располагать не только конным двором с 25-ю лошадями, а к 1958 году имел 18 грузовых автомобилей, вездеход, легковую автомашину, два грузоподъёмных крана.

Территория завода. 1959 г.

Генераторная токов ВЧ. 1961 г.

Участок механо-сборочных работ.

Проводы директора Гулина Ф. Д. на заслуженный отдых. 1960 г.

Перевод завода с угля на мазут был осуществлён в 1963 году, с мазута на газ – в 1967. Это стало знаменательной вехой в техническом развитии завода. Все нагревательные агрегаты были переведены на газовое топливо, появляется оборудование для всех видов нагрева металла, навивальные и торцешлифовальные автоматы, испытательные машины. Была построена центральная котельная, системы водоснабжения и канализации. В 1967 году впервые в стране на заводе была внедрена дробеструйная обработка изделий. В 1969 завершилось строительство нового цеха пружин холодной навивки, длившееся более 10 лет: вошёл в эксплуатацию 1-й производственный корпус современного типа.

За годы Советской власти социальное развитие завода, капитальное и культурно-бытовое строительство, обслуживание достигло завидных успехов. В эти годы завод стал располагать своей научно-технической библиотекой, обрёл клуб, базу отдыха, детский сад, столовую, медпункт.

Борьба за качество продукции на заводе была предметом пристального внимания производственного коллектива БЗТРП. 28 января 1980 года Госкомитетом стандартов пяти наименованиям пружин присвоены Государственные Знаки Качества – Почётный Пятиугольник, а 122 наименования аттестованы по 1-й категории качества.

Достигнутые успехи тех времён – плод упорного труда всего коллектива. Большой вклад в развитие завода сделали его бывшие директора Гулин Ф.Д., Панов А.И., Валитов М.М.,Васютин И.Ф. главные инженеры Чуманов А.Е., Козинский М.Л., гл.технолог Бакалдин А.М., гл.механик Филатов А.Е., начальники цехов Сурин Ф.К., Гуляков В.А., Тимофеев Г.С., и многие другие специалисты. Самоотверженным трудом прославили себя не только отдельные личности, но и целые династии.

Директор БЗТРП М. М. Валитов вручает вымпел мастеру смены В. Г. Бубнову

Выполнение годового плана

Белов Н.К. – в годы войны эвакуировался вместе с заводом имени Будёного в Белорецк. Человек многогранных профессий, он работал завивальщиком, рубщиком, вальцовщиком, термистом, кузнецом, наждачником, калильщиком нагревательных печей. Награждён Орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями.

В 1980-е годы было освоено производство и поставка рессор на конвейер Челябинского тракторного завода, полностью обновлен парк металлорежущего оборудования, сдана в эксплуатацию первая очередь корпуса рессор и пружин горячей навивки, узел оборотного водоснабжения, столовая. В 1989 год был достигнут пик в производительности труда, объемах производства, социальной сфере.

В 1991 году, после отказа от централизованного государственного регулирования цен, впервые на запасные части, выпускаемые заводом, применены договорные цены.

В 1993 году завод преобразован из государственного предприятия в акционерное общество открытого типа.

В 2000 году на базе ОАО «Белорецкий завод тракторных рессор и пружин» было образовано ЗАО «Управляющая компания БЗТРП», во главе которой встал Иван Иванович Радченко.

В 2002 году на базе ОАО «БЗТРП» создано новое предприятие ЗАО «Белорецкий завод рессор и пружин».

Пережив экономические трудности – период взаимных неплатежей, давление налогового бремени, частичную утрату партнёров-потребителей, пройдя через структурные преобразования, завод меняется, адаптируется к новой экономической ситуации, наращивая производственные мощности и постепенно осваивая автомобильный и другие рынки сбыта.

Ежегодно программами технического и инвестиционного развития по выпуску высококачественной продукции планируется приобретение современного технологического оборудования, как для пружинного, так и для рессорного производства.

Так, в декабре 2012 года на ЗАО «БЗРП» запущен автоматизированный стан с программным управлением для прокатки параболических листов малолистовых рессор, а также ушкогибочная машина, позволяющая получить рессорные ушки различных диаметров и конфигурации.

В 2013 году совместно с итальянской фирмой OMD запущены и освоены: автоматический станок для завивки спиральных пружин; автоматический станок для шлифовки опорных поверхностей пружин; станок для изготовления пружин холодной навивки сложной пространственной формы. Приобретены торцешлифовальные станки для пружин горячей и холодной навивки, пружинонавивальные станки зарубежного производства, c программным обеспечением. Работы осуществляются в автоматизированном режиме. Все это позволило расширить ассортимент выпускаемых пружин горячей и холодной навивки, получить точность геометрических параметров пружин различной конфигурации, стабильность микроструктуры и твёрдости не только на рабочих, но и на опорных витках, тем самым увеличив циклическую долговечность и гарантируя надёжность работы изделий.

В инвестиционную программу по развитию выпуска высококачественной продукции входит также и обеспечение центральной заводской лаборатории, которая снабжена всем необходимым лабораторным оборудованием как для контроля качества сырья и материалов, используемых при изготовлении продукции, так и для контроля качества готовой продукции, включая оборудование для испытания рессор и пружин на циклическую долговечность.

В 2018 году для заводской лаборатории приобретены инвертированный исследовательский металлографический микроскоп, а также оптический эмиссионный спектрометр, который позволяет качественно определять химический состав сталей при входном контроле, готовой продукции и других абсолютно любых металлов и сплавов на железной основе, в том числе Cr-Ni сталей, инструментальных сталей, чугунов.

В рамках проекта техперевооружения и инновационного развития завода в 2017 году руководством было принято решение о закупке и внедрении роботизированной термомеханической линии по изготовлению рессорной продукции и линии полимерного покрытия. Проект направлен на совершенствование и развитие перспективных технологий наукоёмкого предприятия, которые позволят получить реальный инструмент обновления производства, снижения себестоимости, повышения качества и конкурентноспособности выпускаемой продукции. За счет внедрения данной линии реализуются проекты по рессорам сложной конфигурации для российского автопрома групп компаний «ГАЗ» «УАЗ», а также для импортных автомобилей, таких как MAN, IVECO, SCANIA, VOLVO, ISUZU, BPW, FordTransit, PeugeotBoxer, Mitsubishi L200, Mersedes и другие. Открытие новой автоматизированной линии состоялось в июне 2019 года.

На заводе много внимания уделяют изучению передового иностранного опыта. ЗАО «Белорецкий завод рессор и пружин» постоянно участвует в международных выставках. Происходит знакомство с новинками ведущих европейских фирм, технологи и конструктора стараются как можно скорее переносить прогрессивные идеи и решения на собственные проекты, благодаря чему продукция завода всегда шагает в ногу с лучшими зарубежными аналогами, а иногда и опережает их.

Сегодня ЗАО «БЗРП» является одним из основных предприятий, обладающих разрешением на производство комплектующих для вагоностроительной, автомобильной и транспортной промышленности. Является крупнейшим поставщиком пружинной и рессорной продукции для предприятий России и стран ближнего зарубежья.

Благодаря сплочённой работе всего коллектива, предприятие успешно занимает лидирующие позиции на рынке упругих элементов.